Обложение НДС операций по погрузке транзитных грузов

Документ. Обложение НДС операций по погрузке транзитных грузов

Обложение НДС операций по погрузке транзитных грузов

ВОПРОС: Наше предприятие осуществляет погрузочно-разгрузочные работы, в том числе в отношении товаров, проходящих через территорию Украины транзитом. Нужно ли требовать от заказчика ГТД в подтверждение того, что товар является транзитным?

ОТВЕТ: Вспомним п. 5.15 Закона об НДС:

“Освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины”.

Кроме того, в п/п. 6.2.4 Закона сказано:

“Операции по поставке услуг плательщиком налога, связанные с перевозкой (перемещением) пассажиров и грузов транзитом через территорию Украины, облагаются налогом в порядке, предусмотренном пунктом 5.15 настоящего Закона”.

То есть п/п. 6.2.4 предоставляет освобождение от НДС не только по услугам по перевозке транзитных грузов, но и по другим услугам, связанным с перевозкой этих грузов.

Это подтвердила и ГНАУ в письме от 17.06.2005г. № 12154/7/15-2317, где она написала, что: “от налогообложения освобождаются как операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины, так и операции по поставке услуг, связанных с таким транзитом (в частности, погрузка, разгрузка, перегрузка, хранение транзитных грузов)”.

В то же время предприятие, осуществляющее такие операции, должно иметь определенную уверенность в том, что осуществляется перевозка именно транзитных грузов. Безусловно, указание на транзитный характер груза должно содержаться либо в договоре с заказчиком услуг, либо в заявке, которую последний подает исполнителю для оказания этих услуг. Также вполне естественно, что в данном случае лучше договариваться с заказчиком услуг о предоставлении им копии ввозной ГТД исполнителю, поскольку согласно ст. 71 Таможенного кодекса:

“Таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через территорию Украины в режиме транзита, осуществляется таможенным органом по месту ввоза этих товаров и транспортных средств на таможенную территорию Украины”.

Это, конечно, не обязательное правило, поскольку такого требования законодательство не содержит, однако наличие копии ввозной ГТД значительно облегчит общение с проверяющими, если у них возникнет сомнение в том, что операции по погрузке-разгрузке осуществлялись действительно с транзитными грузами. В крайнем случае, если копия ГТД будет отсутствовать и налоговики не признают груз транзитным, можно будет в процессе обжалования в суде решения налоговиков обратиться к судье с просьбой об истребовании данной ГТД из таможни. Но это уже определенный риск, так как судья не обязан удовлетворять такую просьбу.

Дело дополнительно осложняется тем, что заказчик в любой момент может изменить таможенный режим указанных товаров.

Статья 186 Таможенного кодекса гласит:

“Изменение таможенного режима допускается при условии выполнения всех надлежащих процедур относительно заявленного режима, соблюдения требований законодательства относительно тарифных и нетарифных мер регулирования и представления таможенному органу для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления соответствующих документов, подтверждающих заявленный режим”.

Порядок изменения таможенного режима урегулирован в Положении о порядке осуществления контроля за доставкой грузов в таможни назначения, утвержденном приказом Государственной таможенной службы Украины от 8 декабря 1998 года № 771, с изменениями, а именно — в его разделе 7.

Такое изменение режимов может быть оформлено промежуточной таможней во время транзита товаров, пограничной таможней назначения во время вывоза товаров из Украины, пограничной таможней отправления во время ввоза в Украину, но до завершения таможенного оформления товаров и начала их перемещения.

При этом обратиться в промежуточную таможню с заявлением об изменении таможенного режима может как сам собственник товара, так и перевозчик или экспедитор, действующий по письменному поручению собственника товаров, в пограничной же таможне требуется заявление самого собственника груза.

При этом в промежуточной таможне мотив изменения таможенного режима не важен, в пограничных же таможнях мотивом могут быть изменение экономической ситуации в стране назначения или в странах транзита товаров, действие чрезвычайных или неотвратимых обстоятельств или событий в этих странах, расторжение внешнеэкономического соглашения с получателем товаров и тому подобные события.

Решение об изменении таможенного режима принимает начальник соответствующей таможни или лицо, которое его замещает. Если в случае изменения таможенного режима промежуточной таможней или пограничной таможней назначения оформляется новая ГТД в соответствии с избранным таможенным режимом, то в графах 40 и 44 этой ГТД обязательно указывается номер ГТД, по которой грузы были оформлены в предыдущем таможенном режиме.

В соответствии с п. 7.8 Положения к заявлению об изменении таможенного режима транзита на режим свободного использования, реимпорта, временного ввоза, таможенного склада или переработки на таможенной территории Украины прилагаются такие документы (и их копии, которые остаются на таможне):

“а) товаросопроводительные документы (железнодорожная накладная СМГС, автотранспортная накладная CMR или ее аналог, морской или речной коносамент, копия маршрутной телеграммы и т. п.);

б) документ, подтверждающий согласие предыдущего получателя товаров на изменение таможенного режима в отношении этих товаров;

в) внешнеэкономическое соглашение (контракт) между собственником товаров и резидентом о приобретении товаров, в отношении которых изменяется таможенный режим, в случае ввоза с целью свободного использования на таможенной территории Украины;

г) документ, подтверждающий согласие нового получателя товаров. Данный документ должен содержать сведения о количестве товаров, их стоимости, условиях поставки и быть заверен подписью начальника таможни или лица, которое его замещает, и круглой печатью таможни по месту государственной регистрации нового получателя товаров”.

Соответственно возникает вопрос: а должно ли предприятие, которое оказывало услуги по погрузке-разгрузке транзитных грузов, доначислять налоговые обязательства, если впоследствии собственник груза передумал и груз, проходящий транзитом, остался в Украине?

Определение транзита как таможенного режима можно найти в ст. 200 Таможенного кодекса:

“Транзит — таможенный режим, в соответствии с которым товары и транспортные средства перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами или в пределах зоны деятельности одного таможенного органа без какого-либо использования таких товаров и транспортных средств на таможенной территории Украины”.

Если обратиться к Закону “О транзите грузов”, то в ст. 1 данного Закона можно найти определение транзита грузов как процесса, согласно которому “транзит грузов — перевозка транспортными средствами транзита транзитных грузов под таможенным контролем через территорию Украины между двумя пунктами или в пределах одного пункта пропуска через государственную границу Украины”.

При этом ст. 5 этого же Закона сообщает:

“Транзитными грузами являются насыпные, наливные, навалочные, штучные, тарно-штучные товары, грузобагаж, принятые к перевозке согласно договору (контракту). Такие грузы, а также транспортные средства транзита и контейнеры считаются проходящими через территорию Украины в случае, если прохождение этих грузов с перегрузкой, складированием, дроблением на партии, сменой транспортного средства транзита или без таких операций является частью полного маршрута перевозки, который начинается и заканчивается за пределами территории Украины”.

Таким образом, до изменения таможенного режима эти товары перемещаются через Украину транзитом и могут считаться транзитными. Транзит же этих товаров прекращается после изменения их таможенного режима, да и то может впоследствии измениться, если собственник передумает и снова решит их транспортировать за пределы территории Украины.

Поэтому, на наш взгляд, важно только, в каком режиме находились указанные товары на момент осуществления соответствующих услуг. Дальнейшее же изменение их режима не должно влиять на налогообложение исполнителя услуг и приводить к возникновению у него дополнительных налоговых обязательств. Из этого следует и то, что копия вывозной ГТД предприятию — исполнителю услуг, в принципе, не нужна.

“Бухгалтер” № 12, март (IV) 2009 г.
Подписной индекс 74201